Введение в цифровую фотографию

Творческая фотография: версия для печати


10. Лекция: Творческая фотография: версия для печати и PDA
В обыденной жизни мы фотографируем себя, своих близких, домашних животных - все, что попадается нам на глаза и кажется достойным внимания. Но при этом многие из нас даже не подозревают о том, что бытовая съемка тоже часть творческой фотографии.
Цель лекции - дать базовые знания в области творческой фотографии, рассказать об особенностях жанровой фотографии и о технических приемах работы в различных жанрах.



Любой обладатель цифрового фотоаппарата рано или поздно приходит к творчеству. Это неизбежно, поскольку по природе своей человек экспериментатор, исследователь. Не попробовать себя в жанровой фотографии, ограничившись лишь бытовой съемкой, все равно, что сесть за руль современного автомобиля и не прикоснуться к педали газа. Более того, даже эпизодически снимающие люди в той или иной степени занимаются творчеством. Все мы фотографируя близких стараемся выделить их лица, добиться выразительности снимка, а не просто бездумно нажимаем на кнопку, полагаясь на автоматику камеры. Снимая интересный пейзаж, архитектурные памятники, мы подсознательно (или сознательно) стараемся уместить в поле кадра как можно больше информации, выстроить композицию снимка таким образом, чтобы он выглядел настоящей картиной, а не просто изображением деревьев или стен здания.



Поговорим о жанровой фотографии, об особенностях каждого жанра и об основных приемах творческой съемки. Это поможет каждому из нас отыскать себя в искусстве фотографии. Даже если особых художественных высот нам достичь не удастся, занятия творчеством самым положительным образом скажутся на нашей повседневной жизни и на восприятии мира в целом. Неоднократно замечено, что самыми благодарными, самыми увлеченными зрителями фотовыставок и художественных галерей становятся фотолюбители. Творческая фотография позволит нам по иному взглянуть на привычные вещи и увидеть в них то, что раньше мы не замечали. Видоискатель цифровой камеры - то самое окно в мир, которое позволяет сосредоточиться на частностях и оценить общее. Крошечный окуляр видоискателя фотоаппарата раздвинет рамки привычного мира. Хотя… это всего лишь прямоугольная рамка за миниатюрным стеклом или небольшой электронный дисплей. Не более того, но и не менее…



Бытовая съемка. Мы называем бытовую съемку жанром творческой фотографии, хотя, по большому счету, она таковым не является. Дело в том, что это самый популярный вид любительской фотосъемки, существующий на стыке жанров. В нем сочетаются элементы пейзажной, архитектурной, портрет фотографии, натюрморта и других жанров. Мы выделяем бытовую съемку (и, добавим, некоторые другие виды фотографирования, о которых поговорим ниже) в самостоятельный жанр, поскольку в нем ярко проявляются многие важные элементы творческой фотографии, без освоения которых хороших результатов добиться невозможно.





Что определяет успех снимка, помимо, разумеется, технического качества (некачественный в техническом отношении снимок какой-либо оценке в художественном плане не поддается, поэтому прежде всего фотолюбитель должен освоить технику фотосъемки)? Смысловое наполнение фотографии. В основе каждого снимка, если он претендует на некую художественность, должна быть идея. А раскрыть замысел фотографа поможет продуманный сюжет.



Проиллюстрируем эти простые истины практическим примером. Все мы очень часто фотографируем детей. И большей частью детские портреты статичны и малоинтересны. Между тем, дети едва ли ни самый благоприятный объект съемки. Они всегда динамичны, подвижны, непосредственны. Они не бояться камеры и ведут себя естественно. Попробуйте придумать простой сюжет - например, ребенок увлеченно строит из кубиков дом. Сюжет можно назвать "Будущий строитель". Если поймать напряжение ребенка во время этой игры, его сосредоточенность, акцентировать внимание зрителя на насупленном лице, получится очень интересный снимок, который понравится не только родителям ребенка.



Выстраивание сюжета вовсе не означает написание сценария, как при съемке фильма. Но технология здесь схожая - небольшой сценарий нужно держать в голове. Что ребенок сделает в следующую минуту, что он делает вообще и каковы при этом его мысли. Зритель должен получить возможность домыслить возможный ход событий и предвидеть события, которые предшествовали моменту срабатывания затвора камеры. Именно в этом случае снимок обретет некую художественную ценность, а мы сможем говорить о временной перспективе - как о составляющей художественной работы.



бытовая съемка понятие сниженное, щадящее по отношению к фотографу. В этом жанре мы используем камеру только как регистратор событий. Но положение меняется, когда мы начинаем оценивать будущий снимок, как жанровую фотографию. Красивый вид из окна автомобиля - это и есть пейзаж. И снимать его надо именно как пейзаж, а не просто случайный, не выстроенный композиционно вид. Это относится к любому виду бытовой съемки…



Пейзаж. Очень популярный жанр, добиться успеха в котором не так просто, как кажется на первый взгляд. пейзаж - изображение окружающего мира с точки зрения фотографа. Этот жанр подразделяется на несколько видов - ландшафтный снимок, городской пейзаж, панораму. Отличия в том, что снимая природный ландшафт мы стремимся показать красоту природы - леса, поляны, пшеничного поля, реки или морского побережья. Городской пейзаж - это всегда фотография архитектурных строений, транспорта и людей в этом урбанистическом окружении. В первом случае мы можем мириться с искажением перспективы и применять широкоугольную оптику для более широкого охвата пространства. Во втором случае действуют те же законы, что и при архитектурной съемке - широкоугольную оптику нужно применять с большой осторожностью во избежание сильных искажений вертикальных лини й и перспективы.


Рис. 10.1.  Пейзаж


Рис. 10.2.  Городской пейзаж



При съемке пейзажа очень полезен штатив. Неспешное выстраивание кадра с тщательной оценкой каждого из пробных, предварительных снимков помогает добиться максимального качества и полностью реализовать замысел фотолюбителя.



Иногда в отдельный жанр выделяют панорамную съемку. Но это та же пейзажная фотография, выполненная посредством особых технических приемов. Панорама очень привлекательна. Как правило, фотолюбители, попробовавшие свои силы в панорамной фотографии, возвращаются к ней снова и снова. Наиболее привлекательным свойством панорамы является широкий горизонтальный (если речь идет о горизонтальной панораме) или вертикальный (если говорить о вертикальной панораме) охват пространства, запечатленного на снимке. Эти снимки интересно рассматривать. И на выставочных стендах они выглядят очень эффектно и интригующе.


Рис. 10.3.  Горизонтальная панорама


Рис. 10.4.  Вертикальная панорама



Панораму можно подразделить на несколько разновидностей. Самая простая - широкоформатный кадр с соотношением сторон 16:9 и более. В последние годы в магазинах появились цифровые компакты с широкоформатными сенсорами (их выпускает, к примеру, компания Matsushita, производитель фотоаппаратов марки Panasonic). Это соотношение позволяет делать снимки с умеренно широким охватом пространства, которые удобно просматривать на широкоформатных экранах компьютерных мониторов и телевизоров. В современных камерах любительского уровня есть режим панорамы (речь только о выборе формата кадра), в котором обрезается верхняя и нижняя часть кадра и снимок получается точно таким же, как при съемке камерой с широкоформатной матрицей.



Сделать в полной мере панорамный снимок обычным фотоаппаратом позволяет автоматический режим съемки и "склеивания" панорамы из серии отснятых кадров. Для этого камеру устанавливают на штатив, включают режим съемки панорамы и последовательно снимают 3-5-7 кадров, каждый раз поворачивая камеру вокруг горизонтальной оси головки штатива так, чтобы последующий кадр примерно на 10 процентов перекрывал кадр предыдущий. "Склеивание" снимков в общую панораму производится либо в самой камере, либо в специальной сервисной программе для создания панорам, либо в графическом редакторе типа Adobe Photoshop.



"Склейка" в камере наиболее простой, но наименее результативный способ. Дело в том, что в ходе создания панорамы из набора последовательных снимков нужно добиться незаметного перехода одно кадра в другой. Это сложно, когда в кадр попадают телеграфные провода, на стык двух кадров приходится изображение здания или других объектов с четкими геометрическими очертаниями. Программа, зашитая в постоянную память камеры, с этой задачей справляется плохо. Лучше всего ей удаются панорамы моря и больших пространств с минимумом объектов (горы, поле и так далее). В графическом редакторе или в специальной программе (которая тоже редактор, но узкоспециализированный) добиться полного совмещения проще.



Еще одна трудность - получение составных кадров панорамы с одинаковой оптической плотностью. Если в панораму входят одновременно объекты, находящиеся под прямыми солнечными лучами и объекты в тени, перепад яркостей на снимках в общей панораме может быть слишком заметен. Поэтому при возможности панораму снимают в ручном режиме при одинаковых экспозиционных параметрах - выдержке и диафрагме.



Еще одна разновидность панорамы - круговая панорама. Если угол зрения нормального объектива 90 градусов, обычного панорамного снимка - 120, 180, 270 градусов (или одно из промежуточных значений - стандартов здесь не существует), то круговая панорама это снимок с углом зрения в 360 градусов. Специальные технические приемы необходимы и для съемки, и для просмотра круговых панорам.


Рис. 10.5.  Круговая панорама



Снимают круговую панораму всегда со штатива, делая последовательно от 9 до 12 снимков, которые затем "склеиваются" в единую панораму в графическом редакторе. При этом необходимо добиться полного совмещения картинки на стыках отдельных снимков и по краям общей панорамы. А просматривают круговой панорамный снимок на компьютере в специальных программах (или в утилитах демонстраций заставок). Эффект от круговой панорамы получается потрясающий. Но все же это очень специфический вид любительской съемки, который можно отнести, скорее, к декоративному искусству, нежели к документальной фотографии.



Общие рекомендаций при пейзажной и панорамной съемке просты - использовать умеренно широкоугольную оптику, избегать паразитных внутренних засветок (то есть использовать бленду), поскольку при широком панорамировании в кадр попадает и источник света - солнце или фонари, и стараться всегда использовать штатив. Получить хорошую панорамную фотографию, равно как и пейзажный снимок, можно и без штатива. Но добиться качественной картинки будет сложней…



Архитектурная съемка. С этим видом фотографии мы сталкиваемся в путешествиях и во время прогулок по городу. Съемка исторических памятников тоже относится к жанру архитектурной фотографии. Основное требование к технике фотографирования при архитектурной съемке - максимальная достоверность изображения. То есть нам нужно добиться такого снимка, на котором не будет серьезных искажений формы строения, перспективы и цвета.


Рис. 10.6.  Пример архитектурной съемки



Архитектурная съемка предъявляет два взаимоисключающих требования к аппаратуре. Объектив камеры должен быть достаточно широкоугольным, чтобы охватить крупное здание (в пределы кадра очень часто попадают деревья, второстепенные здания и объекты, поэтому удалиться от строения на достаточное расстояние не всегда удается), но при этом быть свободным от присущих широкоугольной оптике аберраций. Решение, как обычно, лежит в области компромисса. Лучшим объективом для архитектурной съемки будет нормальный объектив с фокусным расстоянием в 50 мм (в приведенном к пленке значении). Желательно, чтобы оптика относилась к классу холоднорисующих - снимок архитектурного сооружения должен быть максимально резким. Светосила не столь важна, поскольку при этом виде съемки главное - большая глубина резкости, которая достигается при закрытой до минимальных значений диафрагме.



Иногда, в особых условиях, диафрагму объектива открывают, чтобы уменьшить глубину резкости переднего плана. Это нужно для того, чтобы отвлечь внимание зрителя от объектов, которые находятся перед зданием - деревьев, кустов, прохожих и транспорта. Но при этом нужно следить, чтобы глубина резкости заднего плана была достаточно большой, в противном случае картинка приобретет объем, но потеряет в детализации.



Разновидностью архитектурной съемки можно считать интерьерную съемку - фотографирование зданий изнутри, в помещениях, комнатах, залах. Это достаточно сложный жанр, поскольку требования к оптике здесь еще более противоречивы. Внутреннее пространство помещений не позволяет удалиться от объекта съемки - мебели, стен - на большое расстояние. А использование широкоугольной оптики приводит к заметным искажениям вертикальных линий.


Рис. 10.7.  Пример интерьерной съемки



Бочкообразная дисторсия в той или иной степени присуща любому широкоугольному объективу, имеющему фокусное расстояние от 40 мм и меньше (в приведенном к пленке значении). Но особенно заметна дисторсия сверхшироугольных объективов - с фокусным расстоянием менее 28 мм (опять же, в приведенном к пленочной оптике значении). Использование такого рода объективов вынуждает проводить дополнительную обработку снимка в графическом редакторе, что, во-первых, весьма трудоемко, а во-вторых, неизбежно снижает техническое качество фотографии. Тем не менее, другого выхода у фотолюбителя нет (дорогостоящая оптика, предназначенная специально для съемки интерьеров, стоит очень дорого и для любительского применения не предназначена).



И в пейзажной фотографии, и при съемке архитектуры, и при фотографировании интерьеров фотографу следует избегать длиннофокусной оптики - в общем случае не устанавливать зум камеры на максимальное фокусное расстояние. Дело в том, что телеобъективы склонны к искажению линейной перспективы - они приближают объекты дальнего плана, скрадывая расстояния. Городской пейзаж при съемке телеобъективом становится плоским и выглядит неестественно. Это можно использовать в качестве эффектного приема - для визуального приближения, скажем, куполов церкви к крышам современных домов, подчеркивания ясной полной луны над ночным городом и так далее. Но исключения лишь подтверждают правило - для съемки общих планов и больших пространств длиннофокусная оптика не годится.



Зато она прекрасно подходит для съемки удаленных объектов и фотоохоты, или фотографирования животных в естественной среде. При съемке удаленных объектов для получения резкого снимка необходимо помнить о факторе прозрачности воздушной среды. При съемке на море и в горах (особенно в утреннее время) следует применять прозрачные ультрафиолетовые фильтры. Подобный фильтр полезно держать на основном объективе зеркальной камеры в любых условиях. Помимо улучшения резкости картинки в условиях атмосферной дымки этот фильтр еще служит надежной защитой передней линзы объектива от случайных механических повреждений. В гиперзумах обычно предусмотрена резьба под светофильтр, как у сменных объективов для зеркальных фотоаппаратов, либо этот фильтр встроен в саму камеру.



Съемка с дальнего расстояния при максимальном оптическом увеличении требует обязательного применения штатива. Если штатива нет или его установка невозможна (например, при "ходовой", оперативной съемке, при фотографировании в лесу и так далее), то следует включать оптическую стабилизацию объектива (у современных гиперзумов обязательная опция, как, впрочем, и у многих зеркальных камер последних лет выпуска) и использовать подручные средства или специальные мобильные штативы - моноподы или нагрудные.



Фотоохота - особый вид съемки. Он связан с постоянными перемещениями по лесу, с тщательным выбором точки съемки (если фотографировать приходится в зоопарке), с особым видением животного мира и со многими другими факторами, которые трудно даже перечислить. Хороший фотограф-анималист, к примеру, должен досконально знать повадки животных и всеми силами стремиться ни в коем случае не помешать ходу их естественной жизни. Невмешательство и уважение, бережное отношение и любовь к живой природе, любопытство и умение разглядеть красоту там, где большинство людей ее не замечают - вот качества, необходимые человеку, снимающему живую природу.


Рис. 10.8.  Пример снимка сделанного во время фотоохоты



Лучшей камерой для фотоохоты будет простая и надежная зеркальная камера с длиннофокусным объективом. Годится и гиперзум, но нужно быть готовым к тому, что оптическое качество системы будет ниже, чем в случае со сменной оптикой.



Иногда для съемки в условиях недостаточной освещенности в фотоохоте применяют мощные импульсные осветители с изменяемым углом светового луча. Этот механизм, представляющий собой сдвигаемые светоограничительные шторки сблокированные с системой фокусировочных линз, позволяет эффектно подсветить удаленные объекты, а зачастую и снять практически в полной темноте фазы движения птиц и других быстро перемещающихся животных…



Разновидностью фотоохоты можно считать жанр макросъемки. Макромир - это мир мелких животных и насекомых, цветов и небольших растительных объектов. Помимо художественной ценности этого жанра, он имеет еще и колоссальное познавательное значение. Мы нечасто в реальной жизни присматриваемся к облику насекомых. Даже мощная лупа не даст того впечатления от "портрета" скромной мухи, нежели снимок ее в крупном масштабе цифровым фотоаппаратом.


Рис. 10.9.  Пример макросъемки



Но макросъемка не так проста, как кажется. Здесь действуют те же закономерности, что и при портретной съемке - чем меньше ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), тем больше шансов получить выразительную, эффектную фотографию. Впрочем, макрообъектив изначально имеет очень небольшую глубину резкости. Ею нужно лишь правильно воспользоваться - сфокусировать объектив на той части снимаемого объекта, на которой и должно быть сосредоточено внимание зрителя. Это может быть фасетка глаза насекомого, усик, лапка, хоботок или только капелька влаги на усике.



Для съемки в увеличенном масштабе применяются штативы, в том числе и портативные. Встроенную вспышку лучше отключить, используя для подсветки объекта экран из белой бумаги, зеркальце или светодиодный фонарь (поскольку он обладает близким к белому цвету свечением). Можно использовать специальную кольцевую вспышку, крепящуюся к оправе объектива. Хорошие результаты дает применение несогласованной внешней вспышки с зажиганием от импульса света основного осветителя. Но в этом случае нужно быть осторожным в обращении со встроенной, основной вспышкой - на близких расстояниях она сильно пересвечивает передний план…



Еще один жанр, напрямую относящийся к съемке живой природы - подводная фотосъемка. Интереснейший, увлекательный жанр, предъявляющий особые требования и к технике, и к физическим способностям фотолюбителя.


Рис. 10.10.  Пример подводной съемки



Правила подводной фотосъемки проще изложить, чем выполнить в реальности. Но тем не менее - снимать нужно так, чтобы в полной мере передать динамику движения живых существ под водой. Это и правильное композиционное решение кадра, и удачно пойманное естественное освещение поверхности подводной растительности. Блик солнечного света, преломленный толщей воды, способен разнообразить картину подводного мира, придать ей элементы движения, переменчивости. В то же время следует избегать общих планов - вода имеет большую плотность, нежели воздушная среда. И изображение дальнего плана всегда получается размытым, недостаточно резким.



Хорошей тренировкой перед погружением будет съемка жизни в аквариуме. Аквариум снимать, конечно, проще, но здесь действуют те же постулаты, что и при компоновке кадра в водной среде. Помимо этого, снимать аквариум можно обычной камерой, а свет выстраивать по своим потребностям и без применения сложных защищенных ламп-вспышек…



Поскольку мы упомянули жанр портретной съемки, поговорим именно о портрете… Очень непростой жанр. Собственно, почти все великие события в художественной фотографии так или иначе касались портрета (и, добавим, натюрморта). Главная задача портретной фотографии - отображение внутреннего мира человека, его характера и мыслей. Средств достижения достаточно много, но главными техническими инструментами является освещение и выбор ГРИП. Благодаря уменьшенной глубине резко изображаемого пространства фотограф может акцентировать внимание на глазах портретируемого, смягчить физические недостатки человека и подчеркнуть природную красоту лица.


Рис. 10.11.  Портрет



Для съемки портрета применяются умеренные телеобъективы с фокусным расстоянием в 80-100 мм в значении, приведенном к 35- мм пленочной камере. Чаще применяется универсальный 50-мм объектив, имеющий угол зрения в 90 градусов. Подобные объективы имеют большую глубину резкости, но в то же время не искажают пропорций и перспективы. Для портретной съемки совершенно неприменимы широкоугольные и холоднорисующие объективы, обладающие повышенной резкостью. Дело в том, что избыточная детализация снимка приводит к подчеркиванию морщин, структуры кожи, а теплорисующие, наоборот, дают мягкое изображение, скрывая мелкие пороки кожи и морщинки.



Большое значение в портретной съемке является проработка фона. В классическом портрете фон всегда размыт. Он не должен отвлекать внимание зрителя и даже, напротив, призван сосредоточиться на главном - на глазах человека. Фон может быть цветным, но цвет при этом должен быть нейтральным, не приводящим к приданию лицу портретируемого неестественного цветового оттенка. Особенно это касается ярких голубого, зеленого и красного фона. Лучшие результаты (добавим - при цветной съемке) дает нейтрально-серый и черный фон (правда, последний приводит к несколько преувеличенному подчеркиванию светлого цвета кожи, придавая ему розоватый оттенок). В любом случае для фотолюбителя здесь открывается большое поле для экспериментов.



Для съемки портретов существует несколько устоявшихся стандартных приемов, каждый из которых может изменяться по воле фотографа и стать лишь отправной точкой на пути к оригинальному снимку. Самым простым и наименее выразительным является фронтальный портрет - когда объектив камеры смотрит прямо в лицо человеку (в буквальном смысле в упор или в фас). Этот ракурс может применяться для съемки поясного или ростового портрета. Но в любом случае он наиболее официозен и в художественном плане невыразителен.



Неожиданные результаты дает съемка в профиль. Это портрет крупного плана, когда на фотографии изображается только голова портретируемого (а то и только лицо). Профиль лица позволяет взглянуть на человека с непривычного ракурса. Мы чаще всего смотрим людям в глаза или наблюдаем их со стороны в динамике. Но в профиль видим редко. Отсюда и неожиданный, интересный эффект.



Наконец, съемка в "три четверти" (труакар). Самый выразительный и, пожалуй, универсальный ракурс, позволяющий передать характер человека. Недостаток лишь в том, что в этом ракурсе ускользает взгляд портретируемого. А взгляд одна из наиболее убедительных, наиболее сильных деталей портрета.



Очень выразительны черно-белые портреты. Цвет, как определенная условность, "лишняя" деталь, уступает место световой пластике. В работу включается воображение, а взгляд зрителя ничем не отвлекается от главного. Попробовать себя в черно-белом портрете следует каждому увлеченному фотографией любителю. Помимо всего прочего, это еще и великолепная школа.



Портрет - это, прежде всего, свет. Умение выстроить световую картину залог успешной портретной съемки. Секретов здесь множество, мы сосредоточимся на элементарных истинах.



Набор осветителей полного освещения состоит из четырех основных источников - заполняющего, рисующего, фонового и контрового света. Иногда применяются дополнительные источники для подсветки теней. Источник заполняющего света в самом простом случае - солнце, мощная лампа с рассеивателем или источник света (например, вспышка), направленный на потолок и стены комнаты (студии). Источник рисующего света дает направленный световой поток. Им освещают лицо портретируемого, направляя его в область глаз. Этот источник не должен быть слишком мощным (он не должен слепить человека, иначе портрет получится неестественным, а человек будет щурится, защищать глаза от яркого света). Рисующий свет подчеркивает рельеф лица. Если перепад яркостей при этом слишком велик, применяют дополнительные источники света, менее мощные, предназначенные для подсветки теней. Но при этом нужно следить, чтобы на лице не образовалось сразу несколько теней от выступ ающих частей (носа, ушей). Тень всегда должна быть одна, что соответствует естественным условиям освещения. Источник фоновой подсветки направляется на задник и служит для выравнивания яркостей изображения лица и фона. Контровой источник света устанавливается позади портретируемого и направляется на его затылок. Слишком яркое контровое освещение приводит к эффекту "короны", пересвечивая волосы. Умеренное контровое освещение придает портрету легкость и небольшую "воздушность".



Крайне осторожно при портретной съемке следует обращаться с импульсными осветителями. Мы уже говорили об эффекте "красных глаз", который сильно портит портрет. Применение предвспышек или специального прожектора, установленного на камере снимает проблему, но приводит к другому неприятному эффекту. Предвспышка заставляет сужаться зрачки глаз, что уменьшает угол отражения света от глазного дна, но приводит к тому, что глаза на карточке выглядят пустыми, невыразительными. Необходимо взять за правило снимать портреты так, чтобы зрачок был несколько расширен. Только таким образом можно добиться эффекта "следящего взгляда" - когда зрителю кажется, что человек на портрете постоянно переводит взгляд, следит, наблюдает…



Отточить мастерство постановки света позволяет другой жанр - натюрморт. Это изображение неподвижных предметов (в классическом понимании неживых, но в натюрмортах фотографируют и живые объекты, например, растения и цветы). Главная задача натюрморта - передать красоту предметного мира, уловить игру светотени, добиться особой выразительности освещения.



Предметный мир трехмерен, а фотография двухмерна. Добиться эффекта виртуальной трехмерности позволяет свет. Приемы те же, что и при классическом (то есть павильонном, с полным набором источников искусственного освещения) портретировании. Правда, при съемке натюрморта фотолюбитель не ограничен физическими возможностями живой модели. Он может моделировать свет часами, не беспокоясь об усталости человека.



Съемка натюрморта, совершенствование техникпортретной фотографии рано или поздно приводят фотографа к жанру ню - к фотосъемке обнаженной натуры. Этот жанр фотографии призван отобразить совершенство человеческого тела, подарить зрителю возможность насладиться теплыми, мягкими линиями, иргой светотени, цветовых оттенков кожи… Жанр очень сложный. Поэтому лишь обозначим основные положения, не вдаваясь в подробности.



Ню подразумевает определенную подготовку как фотографа, так и зрителя. Непреложное требование - фотография должна быть совершенной технически, чтобы ни одна второстепенная деталь не диссонировала с общей картиной, изображенной на снимке. Поэтому мы и говорим, что жанр ню по силам только опытным фотографам, прошедшим все стадии на пути к мастерству фотосъемки. Обычному же фотографу можно попробовать свои силы в этом жанре, сосредоточившись на съемке деталей - кожи локтевого сгиба, шеи, лодыжки. Это тоже ню, тоже сложнейшая композиционная и техническая задача. Выполнение ее позволит понять, стоит ли ему двигаться в этом направлении. И конечно же, в полной мере ню доступен только людям талантливым, с развитым чувством вкуса и меры. Глупые пошлые поделки ничего общего с искусством иметь не будут…



Еще одна большая область творческой фотографии связана с репортажной съемкой. Но прежде всего немного поговорим о некоторых приемах в фотосъемочной практике.



Условно творческую фотографию можно разделить на документальную и постановочную. Натюрморт, к примеру, фотография постановочная, равно как и портрет в интерьере или в условиях студии. Документальная же фотография - это съемка реального события при минимальном вмешательстве фотографа в само событие или, чаще, без какого бы то ни было вмешательства вообще.



Ничего предосудительного в постановочной фотографии нет. Снимая групповой фотопортрет родственников или привлекая внимание ребенка словами "Сейчас вылетит птичка", мы даже не задумываемся, что занимаемся именно постановкой события. Это самая обычная практика, которая распространена повсеместно и повсеместно же признана и среди любителей, и среди профессионалов. Однако, есть целый ряд жанров, в которых приемы постановочной фотографии невозможны.



Обычно понятие репортажной съемки мы связываем с работой профессиональных репортеров, фотографирующих те или иные события для периодических изданий, издательств и информационных агентств. Но ею занимается и большинство фотолюбителей - в рамках бытовой фотосъемки. Наблюдая за действиями ребенка, снимая свадьбу, юбилей или, скажем, пикник у реки мы делаем самый настоящий фоторепортаж. Если удержимся в рамках документальной фотографии, не станем привлекать внимания действующих лиц к своей камере, постараемся быть незаметными (в идеале, вообще, "невидимыми"), да при этом еще успеваем продумать сюжет репортажа и наметить основные приемы его реализации, то получаем возможность сделать очень интересный , пусть и для семейного просмотра.



Талант хорошего репортера - видеть то, что не видят другие и нажимать кнопку спуска затвора тогда, когда это не придет в голову другим. Талант уникальный, редкий. Поэтому и по-настоящему хороших репортеров всегда очень мало, а их имена на слуху.



В фотолюбительской практике репортажная съемка превратилась в очень необычное направление, успевшее стать самостоятельным жанром. Его старое название "ломография", а новое (даже, скорее, новая разновидность) "мобилография". Термин "ломография" придумали австрийцы, которым в руки попал пленочный фотоаппарат советского производства "ЛОМО-Компакт", копия азиатской компактной полуавтоматической камеры. Суть самой ломографии в фотографировании всего подряд "на вскидку". Полученные кадры можно рассматривать по отдельности, а можно соединить в большое коллажное полотно, состоящее из десятков и сотен небольших карточек.



Появившись, как несерьезная забава, ломография привлекла к себе неожиданно большой интерес. Коллаж из небольших фотографий - фотографический срез нашей действительности, мозаика, составленная из картинок нашего бытия. Пестрый, суетливый, но бесконечно интригующий, интересный мир. Мы в нем существуем. Мы его часть. А ломография - попытка запечатлеть многообразие этого мира на бумаге. И получить бесконечно разнообразный портрет одного мгновения из жизни десятков и сотен людей.



Мобилография - то же самое, но с применением цифровой техники. В качестве съемочной аппаратуры применяются и цифровые фотоаппараты, но чаще сотовые камерофоны. Преимущество последний в их незаметности и повсеместной распространенности. Человек с фотоаппаратом всегда виден издалека, человек с сотовым телефоном, практически, незаметен. "Мобилограф" снимает много и все подряд. Особых требований не существует, главное, чтобы изображение было резким и более менее качественным. Упрощения "сотовой фотографии" несущественны, поскольку зритель будет рассматривать не отдельные фотографии, а огромное коллажное полотно из десятков снимков.



Как бы там ни было, но ломография пережила свое неожиданное появление, бурный расцвет и угасание. Сегодня это забытый жанр, который многие, впрочем, считают лишь техническим фокусом. Мобилография, несмотря на ее доступность (за пленку и фотопечать все же приходилось платить, а цифровой снимок дается нам, практически, даром), полноценным жанром фотоискусства так пока и не стала. Возможно, что у нее все еще впереди. Время покажет…



Нельзя обойти вниманием и другие виды репортажа. Дело в том, что фоторепортаж (профессиональный или любительский - неважно) это социальный жанр. Кадры из горячих точек потрясли мир - это военный репортаж. Кадры событий, произошедших в государственных организациях и органах власти - политический репортаж. Фотографии личной жизни эстрадных и кинозвезд - светский репортаж. Любой из нас легко вспомнит примеры любительского репортажа. К примеру, страшные снимки дорожной катастрофы - криминальный репортаж. Или, наоборот, веселые снимки с берега Красного моря - туристический репортаж о поездке в Египет.



Любой из видов репортажной съемки имеет право на существование. Любой из них самоценен и в полной мере является жанром документальной фотографии. Другое дело, что снимки должны быть совершенны технически и не напоминать беспомощные любительские поделки. Фотография должна быть, прежде всего, фотографией - качественным изображением того или иного события или того или иного объекта. И только потом все остальное, включая и художественные аспекты.



Отточить мастерство репортажного фотографа поможет спортивная съемка - точнее, спортивный репортаж. Здесь фотографу важно передать не только суть самих событий, но и ощущение скорости, быстро меняющейся картины, соревновательного напряжения.


Рис. 10.12.  Спортивный репортаж



Хорошие репортажные снимки спортивных событий большая редкость. Тем интересней осваивать эту науку фотолюбителю. Простые задачи - простые решения. А сложные задачи - это уже не просто фотография. Это сама жизнь...

© 2003-2007 INTUIT.ru. Все права защищены.




Содержание раздела